Часто бывает сложно узнать, из каких сплавов металлов сделана фурнитура для бижутерии. Мы упоминали в предыдущей статье “Как выбрать фурнитуру для бижутерии. Часть 1”, что под формулировкой “бижутерный сплав” может быть множество различных сплавов. Но с покрытиями дела обстоят лучше - в качественной фурнитуре их всегда указывают.
Способы нанесения покрытия
Для начала давайте разберемся со способом нанесения покрытий. Самый надежный способ - это гальванизация. На поверхность изделий наносят тонкие слои различных металлов путем погружения их в раствор электролита и пропускания через них электрического тока. Первоначальный слой металла может быть латунью, медью, никелем или другим металлом, он герметизирует поверхность изделия, влияет на блеск и яркость готового изделия и является основой для финального слоя. Финальным слоем обычно наносят золото, серебро или родий.
Таким способом гальванизация проходит у проверенных производителей, например, TierraCast. Это обеспечивает надежную стойкость покрытия и разумный износ. Хотя и тут слой покрытия не настолько толстый (в районе 5 микрон), чтобы противостоять агрессивной чистке или машинной полировке - это важно помнить.
Фольгирование или нанесение сусального золота - довольно редко встречается в изготовлении фурнитуры. Основу “оборачивают” тонкими листами благородного металла. В таком способе невозможно добиться идеально гладкой поверхности, поэтому его легко найти среди остальных по мелким неровностям.
Еще один метод нанесения покрытия - прокат. Используется чаще всего для медных изделий, на которые под большим давлением и высокой температурой наносят покрытие. Чаще всего это золотой сплав 18К.
Виды покрытий фурнитуры для бижутерии
Как видно из примеров выше, чаще всего используют позолоченную фурнитуру для бижутерии. Лучше всего позолота держится на стальной основе и даже если после долгой носки постепенно стирается, то внешний вид изделия не портится, ведь в потертости начинает проглядывать благородный стальной отблеск.
В названии нашей ювелирной фурнитуры указаны и караты покрытия. По международной классификации число карат указывает на чистоту (пробу) золота, равную 1/24 чистого состояния металла. Следовательно, 24-каратное золото имеет чистоту 24/24 и чем меньше число, тем меньше золота в покрытии.
Чаще всего используют такую каратность позолоты:
- 24К = 99,9% золота
- 18К = 75%
- 14К = 58,5%
- 10К = 41,7%
Каратность есть и у платины, но отличие от золота - не в таком широком диапазоне чистоты. Слово «карат» было принято в названии платинового сплава, имеющего торговую марку 14k Platinum® или Karat Platinum™, состоящего на 58,5% из платины, а остальное состоит в основном из кобальта и меди. Платиной покрывают в основном ювелирные изделия. Ранее она практически не использовалась для бижутерии, но из-за резкого скачка цен на родий некоторые производители перешли на это покрытие для создание эффекта серебряной фурнитуры.
Чаще используют посеребрение бижутерии, придающее фурнитуре благородный холодный оттенок со сдержанным блеском. Это второй после золочения вид покрытия. Он устойчив к корозии и хорошо полируется, переносит воздействие не очень агрессивных химических веществ (но убирать кухню или ванную в украшения из посеребренной фурнитуры всё же не стоит). Эта фурнитура может темнеть, но прежний вид ей можно вернуть, протерев мягкой тканью.
Если вы покупаете фурнитуру с запасом и долго храните ‐ изолируйте посеребренную от позолоченной. При близком хранении ионы золота притягивают серебром и оно приобретает желтоватый оттенок – мы наблюдали это в магазине, когда в соседних ячейка долго лежала фурнитура этих двух видов.
Для придания фурнитуре цвета серебра используется и родий, которым часто покрывают и ювелирные изделия из серебра. Ведь родированное покрытие более прочное и устойчивое, оно в 2,5 раза прочнее серебра и золота, инертно, не вызывает аллергий и особенно износостойко. Минусом родия может быть только его цена, ведь составы для гальванизации с ним в 5 раз дороже аналогичных составов с золотом. Связано это с дефицитом этого металла на мировам рынке. Мы когда-то уже писали об этом тут.
Поэтому многие производители переходят на различные аналоги. Так американские, немецкие, австрийские производители предлагают новый вид покрытия для своих изделий – белую бронзу (White bronze). Это трехметаллический сплав олова, меди и цинка, устойчивый к потускнению и долговечный - уровень износостойкости такой же, как у родия. Белая бронза внешне практически неотличима от родия, но немного темнее, ближе к оттенка стали.
Также внимания заслуживает и ган металл (Gun metal) - сплав меди, олова и цинка - особая разновидность бронзы графитного почти черного цвета. Встречается не так часто, основой чаще всего служит сталь, поэтому покрытие довольно прочное, устойчива к влажности и соленой воде.
Как выбрать прочное покрытие для бижутерии
Наиболее стойкой и прочной является бижутерия из стали без покрытия, вы ее скорее сломаете, чем она потускнеет или окислится. Но цвет стали не всегда подходит под ваши творческие проекты, тогда выбирайте стальную фурнитуру с позолотой, серебрением, родированием гальваническим методом - оно тоже очень прочное. Или уже может и поднадоевшая, но рабочая рекомендация - выбирать проверенных производителей. Так, у TierraCast в основе различные сплавы металлов, не только сталь, но их бижутерия всегда отличалась высоким качеством.
И в заключение: какой бы качественной не была фурнитура для бижутерии, изделия из нее всё же не являются ювелирными и за ними нужен бережный уход. Они могут служить годами, а могут поцарапаться или потускнеть за несколько месяцев. Ведь многое зависит не только от изначального качества, но и от носки. При постоянном контакте с кожей из-за трения и воздействия естественного ph эпидермиса даже гальваническое покрытие постепенно стирается, но это - естественный износ, который можно значительно замедлить.
Помните сами и обязательно напоминайте своим клиентам, что бижутерные изделия нужно снимать перед душем, не надевать в бани и сауны, не купаться в них в море. На них нельзя распылять духи, нужно избегать попадания бытовой химии. Чистить только мягкой тканью, смоченной в обычном мыльном растворе, полоскать после в чистой воде и насухо вытирать. Небольшие царапины можно немного отполировать специальной салфеткой для ювелирных изделий, но не усердствовать, чтобы не стереть полностью покрытие.